Эмотивно-рациональная смена убеждения
Это метод рационально эмотивной терапии А.Эллиса
Применяется в следующих случаях:
1. Когда надо прийти в равновесие, преодолеть страх
2. Решить конфликт
3. Сгармонизировать отношения
4. Изменить ситуацию или отношение к ситуации
5. Добиться цели
6. Улучшить состояние здоровья
Способ примения
1.Представьте ситуацию, которая Вас тревожит или которую хотите изменить
2. Возьмите лист бумаги. Разделите лист на 2 части. В левом столбце запишите Ваши ограничения, т.е. все Ваши негативные мысли, эмоции, страхи, которые у Вас возникают, когда Вы думаете о данной ситуации.
Например: Я боюсь что не сдам экзамен, мой муж бесердченый и безотвественный человек, мои дети сводят меня с ума, мой начальник ко мне несправедлив, мой парень меня не любит, у меня опасная болезнь и я скоро умру. Это Ваши негативные установки.
3. Измените негативные установки на позитивные. Для этого необходимо соблюдать следующие правила. Установка должна:
· звучать без отрицания (без частицы «не»); Например: вместо того, чтобы написать я не волнуюсь, надо писать Я спокоен.
содержать в себе позитивное содержание, такие слова как: радостно, легко, спокойно, весело, свободно, уверенно, успешно, классно и т.п.
·быть сформулирована в настоящем времени или в совершенном виде (я закончил вуз, мои отношения гармоничны, я люблю и любима, мой начальник справедлив ко мне, мое состояние здоровья улучшается и т.п.)
Например:
Негативные убеждения |
Позитивные убеждения |
Я тревожусь, что у меня ничего не получится |
Я легко и радостно достигаю результат (конкретное название результата, например, сдал экзамен, работаю на престижной высокооплачиваемой, комфортной, приносящей удовольствие работе, мы с ребенком понимаем друг друга и т.п.) |
Мой муж бесердечный и безотвественный человек |
Мой муж очень теплый человек, всегда понимает мои чувства, всегда с радостью выполняет обещания и держит слово |
У меня опасная болезнь и я скоро умру |
Мое здоровье улучшается, я чувствую себя хорошо и я живу долго и счастливо |
Мои дети сводят меня с ума |
Мои дети очень спокойные и трудоблюбивые, они хорошо учатся в школе и помогают мне дома. |
Я не уверен в себе |
Я наслаждаюсь уверенностью в себе, умею сказать НЕТ, свободно и спокойно говорю с людьми, окружающие относятся ко мне с большим уважением |
4. Приступайте к работе. Чтобы убеждение работало на формирование событий, необходимо каждый день перед сном в течение продолжительного времени (от 7 дней до 40 дней) по 25 раз повторять эти слова 2-3 раза в день. Затем перерыв такой же продолжительности, после чего можно повторить действие.
Дополнительные условия
Эффект усилится если Вы будете представлять зрительные образы и чувствовать положительные эмоции. Лучшее время для работы - перед сном или после пробуждения. Когда выучите фразы наизусть, можно повторять их в любое время: когда идете, делаете монотонную работу, едете в транспорте, стоите в пробке, ожидаете очереди.
Примеры и результаты применения методики эмотивно-рациональной терапии
Иван К., 10 лет, ученик
Проблема: ОРЗ с высокой температурой (38, 5), боль в горле
Использовал ( с помощью мамы) следующие позитивные установки:
· Я здоров, здоровым быть хорошо
· Я себя люблю
· Температура снижается
· Горло чистое, здоровое
Применение: 1-й день - повторение установок вслух по 25 раз через каждые полчаса – в течении 3 часов
2-й день - повторение установок про себя по 25 раз 4 раза в день
Результат : 1-й день через 3 часа температура упала на 1 градус без таблеток.
2-й день с утра температура упала до нормальной, к вечеру симптомы исчезли.
Евгений А. 15 лет, ученик
Проблема: астматические приступы, которые начались на фоне страха экзаменов.
Использовал следующие позитивные установки:
· Я здоров, здоровым быть хорошо, я себя люблю,
· Мое дыхание легкое и свободное
· Я люблю сдавать экзамены и писать контрольные
· На контрольных я спокоен и уверен в себе
Применение: проговаривание про себя 2-3 раза в день по 25 раз в течении полугода.
Результат: Через полгода приступы астмы прекратились и больше не возвращались никогда, страх экзаменов прошел, результаты на контрольных улучшились.
Анна И. 45 лет, продавец
Проблема: 4 года назад развелась с мужем, который ушел к молодой. После этого все отношения с мужчинами были неудачными. Ей приходилось всегда проявлять инициативу, чтобы поддерживать отношения, а мужчины избегали Анну, не ценили, или бросали.
Использовала следующие позитивные установки:
· Я себя люблю, я люблю и любима.
· Я красивая и привлекательная.
· Мужчины любят и уважают меня
· Я привлекаю мужчину своей мечты и счастлива с ним
Применение: проговаривание вслух 2-3 раза в день по 25 раз в течении 7 дней.
Результат: Через неделю мужчина, с которым она встречалась в течение года, изменил к ней отношения, стал проявлять инициативу и оъясняться в любви, дарить подарки (чего раньше не наблюдалось). Но на той же неделе она встретила мужчину своей мечты, в связи с чем, пришлось расстаться в предыдущим мужчиной. Сейчас она замужем и счастлива.
Ирина Д. 33 года, инженер
Проблема: Начальник давал ей самую трудную работу, в то же время больше всех ругал, а премии доставались тем, кто ничего не делал.
Использовала следующие позитивные установки:
· Я люблю и уважаю себя
· Я достойна высокой оценки моего труда
· - Мой начальник ценит меня и я заслуженно получаю премию
Применение: проговаривание про себя 2-3 раза в день по 25 раз в течении 30 дней.
Результат: Через 2 дня начальник перестал ругать Ирину. Через неделю стал ее публично хвалить. Через месяц Ирина получила премию и повышение по службе.
Александр В. 27 лет, финансист
Проблема: Обратился в состоянии тревоги и хронической усталости, за месяц перед ответственным экзаменом, от успешной сдачи которого зависела дальнейшая карьера.
Использовал следующие позитивные установки:
· Я люблю и уважаю себя
· Я спокоен, уверен, полон сил и энергии
· Я показываю свой лучший результат на экзамене, я все вспоминаю и соображаю быстро и четко.
· Я отлично сдаю экзамен
· Любой результат на экзамене я принимаю с чувством благодарности, мои близкие меня любят и уважают, независимо от результата
· Я радуюсь своему стремительному карьерному росту
Применение: проговаривание про себя 2 раза в день по 25 раз в течении 30 дней.
Результат: Через месяц работы Александр отлично сдал экзамен и получил руководящую должность.
Татьяна В. 49 лет, учитель
Проблема: Состояние депрессии и тревоги на фоне конфликтов с учениками, родителями и начальством. Некоторые ученики ее не слушали, плохо себя вели на уроках, жаловались на нее родителям и директору.
Использовала следующие позитивные установки:
· Я люблю и уважаю себя
· Я талантливый и понимающий учитель, вдохновенный оратор
· Я энергична и позитивна по отношению к ученикам
· Я люблю и уважаю своих учеников и они любят и уважают меня
· Дисциплина на уроках отличная
· Ученики внимательно слушают меня, активны и заинтересованы
· Родители и начальство одобряют, и восхищаются мной
Применение: проговаривание вслух 3 раза в день по 25 раз в течение 40 дней.
Результат : Через 40 дней обстановка на уроках изменилась. Татьяна стала говорить более вдохновенно и ярко, находить интересные примеры, иллюстрирующие материал, применять новые методы преподавания, стала давать больше позитивной обратной связи ученикам. Школьники стали ее внимательно слушать, активнее выполнять задания. Кофликты и жалобы с их стороны прекратились. На праздник 8 марта несколько учеников написали ей открытки с благодарностью.