Поведение матери и привязанность младенца


Почему одни дети имеют безопасную, а другие небезопасную привязанность?
Что определяет тип привязанности младенца? Это природа (генетика) или среда (воспитание)? Хорошая новость состоит в том, что это не генетика, а результат воспитания. Это зависит от того, как себя ведет мать или человек, который заменяет мать, по отношению к ребенку первые годы жизни. Сензитивный период для формирования привязанности - это первые три года жизни, а критический это первый год. Сензитивный период это время быстрого развития, когда воздействия среды очень важны, а упущения в критический период просто невосполнимы. Привязанность ребенка в первые два – три года жизни согласно исследованиям коррелирует с привязанностью в будущем в романтических отношениях. Тип привязанности в большинстве случаев один и тот же.
Как поведение матери формирует различные типы привязанности?

 


Безопасная привязанность

Мать такого ребенка чуткая и отзывчивая. Она реагирует на сигналы малыша и удовлетворяет все его потребности: ребенок заплакал, она его берет на руки, меняет пеленки, кормит, улыбается, разговаривает с ним, гладит, целует. Очень важен кожный контакт с ребенком, потому что это способствует выработке окситоцинов и у матери и у ребенка, а это биологическая основа привязанности. Самое важное это то, что мать дает младенцу любовь, она просто выливается из сердца матери и ребенок в ней купается и наполняется силой и уверенностью.
И в то же время, мать не вмешивается, когда ребенок занят или играет, не дергает, типа «пошли есть», «пошли спать», «пошли гулять». Она доступная и чуткая. Доступная –означает, что она всегда рядом. Когда ребенку нужно, он может подойти обнять или поплакать на плече, и его не оттолкнут, его примут, на него смотрят с любовью, ему рады, улыбаются, используют специальную речь для младенца: высокий тон голоса, говорят медленно четко, с выражением, смотрят в глаза. С такой матерью, ребенок чувствует, что мир это безопасное место, он имеет контроль над миром. Вот он заплакал- мама прибежала, кинул игрушку - она подняла. Когда он чувствует, что имеет контроль, то может быть самостоятельным. Такой ребенок становится более любознательным, активным, у него лучше развиты все когнитивные функции, он креативен, у него лучше здровье и он лучше адаптируется социально. Он доверяет матери, это его база безопасности и может оперевшись на нее идти и исследовать мир. Такой же смысл в безопасной привязанности и у взрослых. Когда у вас надежный тыл, вы готовы на подвиги. Когда вас в семье опускают, вы только и думаете как вам плохо, и вам не до подвигов.


Сопротивляющаяся привязанность 
Такой ребенок цепляется за мать, потому что никогда не знает, она ответит на его призыв или нет, она с ним или нет. Она непостоянна. Она то возьмет его на руки, то не возьмет. То накричит, то приласкает. Сегодня у нее хорошее настроение, завтра плохое. Сигналы которые она дает смешанные, непостоянные и такие же смешанные чувства у ребенка. Он не может довериться этому миру, он в тревоге, а как сегодня мама к нему отнесется: улыбнется или пошлет, обнимет или закричит, будет играть или уставится в телефон. Это может быть и депрессивная мать. Когда она в депрессии, то эмоционально она недоступна, когда на время вышла из депрессии – сама доброта и забота. У ребенка нет чувство контроля и предсказуемости в жизни. Ребенок становится ревнивым, прилипчивым, эмоционально неустойчивым.


Избегающая привязанность
Такой ребенок часто отвергнут матерью. Мать его не любит, не заботится, может даже пеленки не менять, не хочет держать на руках, играть с ним, заниматься. Это может быть в случае, когда ребенок все время кричит, плачет, родители не могут понять, что ему нужно, не выдерживают стресса, и их просто отворачивает от ребенка. Также это ребенок матери алкоголички или глубоко депрессивной, застывшей от горя матери, которой не до ребенка. В этом случае она физически присутствует, но эмоционально отсутствует. Или это дети в детских домах, где их много и одна нянечка.
Избегающая привязанность может сформироваться и у детей с заботливой матерью, которая очень старается быть совершенной. Она слишком активная и хочет от ребенка невозможного, а ну давай его развивать, всему учить, постоянно теребить. Это слишком организованная и целеустремленная мать, но ее цель не всегда совпадает с целью ребенка. У нее все должно быть строго по расписанию, по плану. Она знает лучше, что ребенку надо. Она не чувствует его ритма, его настроения, не прислушивается к его нуждам, его потребностям. Надо кашу есть, будешь есть кашу. Играть ты должен здесь и с этими игрушками. У нас по плану еда - будешь есть, прогулка – будешь гулять. Ребенок сидит в манеже играет, спокоен, увлечен, а мать его хватает и несет на прогулку.
Она упрекает ребенка за все: «Ну что же ты натворил, ай-яяй» «Куда же ты грязнуля вляпался», «А что ничего умнее не мог придумать?». Она все запрещает все: «Не трогай», «По лужам не ходи», нельзя то, нельзя это. Ребенка эмоционально отвергают, контроля над ситуацией нет. Ни на кого положиться нельзя, нечего и пробовать. Он просто понял, что рассчитывать надо только на себя. Единственное, что он может контролировать – это отключать свои эмоции. Все равно они никому не интересны. Он как отмороженный.


Дезориентированная (тревожно- избегающая) привязанность
Этот тип привязанности может сформироваться, когда в жизни ребенка слишком много изменений, очень нестабильная ситуация. Частые переезды, смена обстановки, пьянки гулянки, смена родителей, приютов. Может также быть при потере матери или отца, как результат ранней травмы, слишком сильных переживаний. Или когда есть угроза жизни или здоровью ребенку. Родители орут на малыша, шлепают, толкают, отбирают и портят его любимые вещи, макают головой в тарелку недоеденной каши, бьют, причиняют боль. Это уже такое откровенное насилие. Некоторые младенцы переживают даже сексуальное насилие. И это приводит к самым тяжелым последствиям в психике. Здесь уже без терапии не обойтись.


Все три незащищенных привязанности, могут привести в будущем к выученной беспомощности, поскольку у ребенка нет контроля: чтобы я не делал, это не работает, нечего и пытаться. Выученная беспомощность в будущем приводит к снижению, а то и потере мотиваации. Появляется лень, о которой горе-родители говорят «Лень вперед тебя родилась». Все стрелки переводятся на ребенка.

 

Что делать?

Если вы родители, то помните, что ребенка первые два-три года испортить нельзя, не бойтесь, что он будет из вас вить веревки. Всегда берите его на руки, когда он плачет. Будьте доступны не только физически, но и эмоционально, держите его на руках, гладьте по головке, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, сюсюкайте, купайте его в своей безусловной любви. Это необходимо для формирования безопасной привязанности, для того, чтобы у него было доверие к миру, чувство уверенности в себе и контроля над своей жизнью.

 

Что делать если мать не в состоянии дать чувство базового доверия и безопасности для малыша? Это может сделать отец, бабушка, дедушка, дядя, тетя. Даже если будет один взрослый, с которым у ребенка надежная привязанность, то психически он будет здоров и сможет в будущем построить хорошие отношения.

 

 

Татьяна Дьяченко

Источник

Sigelman, C.K., Rider E. A. (2015) Life-Span Human Development, 8th Ed. Chapter 14, p. 440

 

Видео на ютубе Поведение матери и привязанность младенца   https://youtu.be/Kl2jqzrqIfM