Зависть нарциссической матери и эволюционная теория

Статья в сборнике научных статей" Актуальные проблемы психологии в образовании: сборник научных статей "(науч. ред. А.В. Прялухина). Мурманск: МАГУ, 2017

 

Зависть нарциссической матери и эволюционная теория
Автор: Т.М. Дьяченко. Глендал Комунити Колледж, США 

Аннотация
В этой статье приведены клинические случаи из практики консультирования жертв нарциссических матерей. Описан механизм того, как родители-нарциссы воспитывают своих детей, и каковы последствия ее воспитания для физического и психического здоровья, а также как зависть нарцисси-ческой матери формирует программу неудач в личной жизни. Отношение нарциссических родителей проанализировано с точки зрения эволюционной пси-хологии, как разорванная связь поколений.

Ключевые слова: Нарциссическое расстройство личности, зависть, эволюицонная теория, воспитание, мать и дитя, привязанность.

 

JEALOUSY OF NARCISSISTIC MOTHER FROM EVOLUTIONARY POINT OF VIEW
T.M. Dyachenko, Department of Psychology, Glendale Community College, Glendale, AZ, USA

Abstract. The article discusses clinical cases of women-victims of narcissists, the way narcissistic parents raise their children and what are consequences for children's physical and mental health. How jealousy of narcissistic mothers creates problems in the personal life of grown-up children. Narcissistic parenting is analyzed from evolutionary psychology point of view as a disrupted connection between generations.

Keywords: Narcissistic personality disorder, envy, evolutionary theory, up-bringing, mother and child, affection


Нарциссические родители психологически травмируют своих детей, когда дети маленькие. Родители не способны создать надежную привязан-ность с ребенком, безусловно, любить детей, нечувствительны к их потребностям, эмоционально холодны или непостоянны. Дети вырастают тревожными, депрессивными, с размытыми границами, искаженной самооценкой, с потерянной идентичностью. Взрослые дети не знают, кто они такие, что они хотят, какие у них цели и планы, стараются угодить людям и испытывают проблемы в личной жизни. Хронические болезни – распространенный симптом у детей нарциссических родителей, это болезни желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение репродуктивных функций. Ребенок нарциссической матери впоследствии, когда вырастет, может сам стать нарциссом или потенциальной жертвой нарцисса, то есть вступать в отношения с роман-тическими партнерами или друзьями – нарциссами, часто попадает в рабо-чий коллектив, где начальник или коллеги нарциссы.

Чем отличается нарциссическая мать от психологически здоровой? Нарциссическая мать не чувствует своего ребенка, не понимает, что ему плохо, что у него есть желания, интересы и потребности, отличные от ее собственных. Она унижает ребенка и обесценивает его чувства. Централь-ный симптом нарциссического расстройства личности – это отсутствие эмпатии. Например, мать оскорбляет ребенка за медлительность, со злостью кричит: «Ну, где ты там тащишься, тормоз», ребенок плачет, а она говорит: «Ох, какая цаца, обиделась!» или «Ты сама виновата, нечего быть такой мямлей и тюней». Мать обижает своего ребенка, а потом обвиняет его в том, что он обиделся. Ребенок ничего не может понять, вроде жертва – это он, но его заставляют испытывать стыд за свои чувства. Он начинает сам себя винить за то, что показал обиду. В конце концов, он учится по-давлять свои эмоции, интернализируя их в физические или психологиче-ские болезни.

От чувства безысходности и беспомощности у детей бывают суи-цидные мысли, потому что их никто не слышит, и никто не понимает и су-ицид это способ привлечь внимание и показать, как ему плохо. Так нарциссы родители запускают в детях программу самоуничтожения.

Нарциссическая мать завидует своим детям. Ядовитая зависть это распространенный симптом для нарциссического расстройства личности, но даже при наличии диагноза, трудно объяснить, как мать может завидо-вать своим детям. Однако, зависть матери наблюдается практически у всех моих клиенток- дочерей нарциссических матерей. Мать не может вынести того, что дочь лучше ее, красивее и успешнее.

В качестве иллюстрации этого симптома нарциссической матери, здесь приводятся три клинических случая. Материалы терапии, позволяют предполагать наличие у их матерей нарциссического расстройства лично-сти в соответствии с DSM-5 (Diagnosticand Statistical Manual of Mental Disorders, APA, 2013).

Клинический случай 1. Александра, 28 лет. У Александры нарушен образ тела. Она никогда не была довольна собой. Если она худая, то ей кажется, что мужчины на нее не посмотрят или бросят ее, как только увидят, что у нее кожа, да кости. Когда она полная, то думает, что мужчины не по-любят или разлюбят ее, когда увидят ее целлюлит и жировые отложения. Из-за этого у нее проблемы с личной жизнью. Она сама разрушает отно-шения, ей кажется, что партнер ее разлюбил или скоро разлюбит из-за того, что она некрасивая – толстая или худая. У девушки также нарушено пищевое поведение: периоды жестких диет, употребления слабительных, изнуряющих тренировок, и отказа от еды сменяются неумеренным потреблением пищи. Александра внешне похожа мать, у нее пышные белокурые волосы, лицо и фигура такие же, как у матери. Просто копия. Когда Алек-сандра набирает вес, настроение у матери повышается. Она спешит фотографироваться с ней и выставлять фотографии на фэйсбуке с комментари-ями: «Дочь моя копия, только я – моложе» или «Скажите кто из нас старше?». Нарциссическая мать считает, что дочь должна быть немного более блеклой копией, чем она сама, чтобы выглядеть на ее фоне лучше. Она начинает упрекать дочь: «Смотри у тебя живот торчит»; «Ты целлюлитом обросла»; «Кто на такую, как ты обратит внимание? Ты такая толстая». После этого дочь усиленно начинает худеть.

Когда она сбрасывает вес, то у матери тут же портится настроение. Она говорит сестре: «Какой ужас, я выгляжу хуже, чем Александра». А через какое-то время начинает упрекать дочь в худобе: «Ты посмотри на себя, у тебя ни рожи, ни кожи, кто на тебя позарится. Ты просто ходячий скелет». Когда дочь снова набирает вес, настроение матери опять улучшается, потому что у нее появляется хороший фон для фотографий, и есть кого упрекнуть за лишний вес. Двойная выгода!

Дочь интернализирует образ, который создала ее мать в детстве и продолжает подкреплять его сейчас, и этот образ влияет на ее пищевое по-ведение и разрушает ее личную жизнь.

Клинический случай 2, Светлана, 34 года. Светлана счастлива в браке, у нее двое детей, но есть проблема на работе – она боится, что женщины бу-дут ей завидовать из-за ее женского счастья, красоты и манеры одеваться. Особенно это усиливается в случаях, когда ее начальницы – это незамужние женщины, посвятившие себя карьере. Если начальница делает Светлане комплимент по поводу ее одежды, прически или макияжа, у последней возникает панический страх, что ее уволят. Она начинает одеваться неприметно, перестает носить на работу обручальное кольцо, убирает все фотографии семьи с рабочего места, лишь бы не вызвать зависть одинокой начальницы.

Как сложился такой страх? В переходном возрасте, когда Светлана начала превращаться из угловатого подростка в красивую девушку, ее нарциссическая мать ей внушала, что только падшие девушки красятся, носят украшения и одеваются ярко, что порядочная девушка должна быть скромной. Когда Светлана достигла роста матери, то даже без косметики сравнение внешности было не в пользу матери. Девушка часто ловила на себе ее завистливый взгляд и пыталась одеться поскромнее: платье - балахон, свободные свитера, мешковатые джинсы. Она гладко зачесывала во-лосы, никогда не делала макияж. Но мать все равно расстраивалась и гово-рила: « На тебе все хорошо, что бы ты не одела, а я такая старая, толстая некрасивая».

Мать иногда в моменты сравнения себя с дочерью становилась около зеркала, смотрела на себя как-то отстраненно, с жутким холодом в глазах, и говорила «Какой ужасный нос, какие дряблые щеки, впалые глаза». Светлана чувствовала смутную вину за такое состояние матери и сжима-лась от страха: ей казалось, что мать уходит в зазеркалье и проваливается в бездну. Ей очень хотелось вытащить мать из этой бездны, и единственный способ для этого был – стать некрасивой и незаметной.

Для ребенка эмоциональная холодность матери внушает страх, это страх потерять мать. С точки зрения эволюционной психологии эмоционально холодная мать это угроза смерти самого ребенка, потому что отсутствие контакта означает отсутствие заботы, ухода, отсутствие кормления и смерть. Нарциссическая мать с самого рождения эмоционально не доступна, она не может дать тепла и любви, ребенок чувствует страх потери матери и базовый страх смерти.

Возможно, когда мать начинает завидовать дочке в ее красоте и затем проваливаться в бездну эмоциональной холодности, у Светланы срабатывает триггер, запускающий младенческий страх потери матери. Так формируется фиксация страха быть красивой. Он создается по принципу эмоционального обуславливания. Страх потери матери, связанный с ее неподвижным лицом, сформированный еще в младенчестве, ассоциируется с разговорами о внешности и завистью матери. В результате создается программа « Я не должна быть красивой, чтобы не вызвать зависти, иначе я потеряю все».

Клинический случай 3. Оксана, 52 года. Когда Оксане было 20 лет, она вышла замуж за мужчину на 10 лет старше ее, успешного, состоятельного, красивого. Муж ее очень любил и заботился о ней. По приглашению матери молодые приехали в гости. Они давали матери деньги, дарили дорогие подарки, помогали ей по хозяйству. Однажды Оксана из другой комнаты случайно услышала, как мать говорит зятю: « Зачем тебе она? Она тебе не пара, посмотри какая я красивая и молодая, вот я тебе пара». Муж отреагировал негативно, а Оксана не могла поверить своим ушам, что родная мать может такое говорить. Но мать все отрицала и внушала, что дочке послы-шалось и что у нее галлюционации. Повела Оксану к психиатру и девушку посадили на антидепрессанты.

Когда Оксана забеременела, мать стала уговаривать ее сделать аборт, поскольку долго они вместе, с точки зрения мамы, все равно не проживут, ведь такая разница в возрасте- 10 лет! Мать. Кстати, мать была старше зятя тоже на 10 лет, но это не остановило ее от попыток создать с ним отношения. Оксана решительно отказалась сделать аборт. Но зато позже мать сказала зятю, что Оксана нагуляла этого ребенка, пока муж был в командировке, и этот ребенок не от него. Муж поверил свекрови, и бросил Оксану. От стресса девушка потеряла ребенка на большом сроке беременности.

Сейчас Оксана замужем за иностранцем, который не говорит по-русски. Так женщина защитилась от зависти своей нарциссической матери, которая и хотела бы оболгать дочь, переманить мужчину, но безуспешно, зять все равно ничего не понимает.

Обобщая множество случаев, я могу заключить, что нарциссическая мать завидует внешним атрибутам дочери – статусу, красоте, финансовому благополучию и мстит ей за это. Некоторые матери нарциссы прощают дочерям успех при условии, если дочь во всем ее слушается и отдает ей все свои ресурсы: дает ей деньги, покупает квартиру, постоянно оплачивает ее медицинские счета, возит в отпуск за границу, дарит ей дорогие подарки. Но в случае Оксаны даже это не остановило мать от злобной клеветы. Вероятно, она надеялась, разрушив брак дочери, сама выйти замуж за этого мужчину и обрести еще большее материальное благополучие, чем это ей обеспечивала дочь в браке с ним.

Мать также не мстит дочери, когда ей нечему завидовать: если дочь плохо выглядит, болеет, имеет лишний вес, несчастна в личной жизни или у нее нет денег. Больная и несчастная дочь это выгодно для нарцисса, это хороший фон, который оттеняет красоту и успех матери.

С точки зрения эволюционной психологии, большинство родителей имеют тенденцию к альтруистическому поведению в отношении своих детей, поскольку это способствует выживанию их генетического материла. Они вкладывают ресурсы в воспитание, бескорыстно помогают детям, а иногда даже жертвуют собой, не ожидая вознаграждения, возмещения. Согласно теории эволюции, если родители способствуют выживанию и процветанию детей, то у них с большей вероятностью родятся внуки и правнуки и род будет выживать и продолжаться, что и является целью эволюционного процесса.

Совсем другое отношение к детям у нарциссических родителей. Эволюционный подход в этом случае не работает. Нарциссические родители иногда сами обозначают свои мотивы рождения детей и говорят: «Мы родили детей для себя, чтобы было кому поддержать в старости, было кому подать стакан воды», «Я родила, чтобы продлить женскую молодость», «Мне нужен был ребенок для статуса».

Родители-нарциссы не рады успехам своих взрослых детей, наоборот, они завидуют и мстят им. Видимо, нарциссам жалко сил, времени и средств, потраченных на воспитание детей, и они хотят, чтобы все ресурсы, которые они вложили в их воспитание, были им возвращены обратно и даже в большем объеме. Они считают, что все достижения и ресурсы взрослых детей принадлежат лично им, а не их детям и внукам. Нарциссы нарушают связь поколений, считая, что дети им обязаны за то, что их родили, выкормили и вырастили. Дети для нарциссов – это бизнес - проект, инвестиция, которая потом окупится в будущем.

Таким образом, нарциссы в своей эгоистичности, противоречат законам эволюции, разрывая связь поколений. Эволюционный принцип психологически здоровых родителей «передай вперед» заменяется на эгоистический принцип нарциссических родителей «вернешь все мне с процентами».

Из этих наблюдений вытекает практический вывод для взрослых детей нарциссических родителей. Я рекомендую прекращать контакты с нарциссическими родителями, а если это невозможно, то ничего не рассказывать родителям о своих успехах, а говорить только о проблемах. Это спасет детей от моральных и финансовых потерь и поможет направить свои эмоциональные и финансовые ресурсы на собственную семью и своих детей.

Использовальзованные источники
American Psychiatric Association [APA]. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing.

 Цитировать статью
Дьяченко Т.М. (2017). Зависть нарциссической матери с точки зрения эволюционной теории. Сборник научных статей" Актуальные проблемы психологии в образовании: сборник научных статей "(науч. ред. А.В. Прялухина). Мурманск: МАГУ, 2017. стр. 118-124