Требование исключительного отношения



У нарцисса сформирован некий идеальный образ себя. И этот образ такой особенный, что подразумевает особое отношение. С нарциссами нельзя обращаться как с обычными людьми, им надо делать исключения — считают они.Нарцисс общается с людьми так, что они начинают невольно относиться к нему как к достойному исключения. Когда вовлекаешься в отношения, очень трудно быть объективным и противостоять манипуляциям, иногда начинаешь это понимать уже после того, как все произошло. Надо быть очень осознанным.


Это случилось недавно и со мной. Несмотря на то, что я знаю все симптомы, я оказалась жертвой нарцисса. В колледже, где я работаю, принято в первый день занятий оглашать силабус, т.е. соглашение, которое студенты подписывают и которому обязаны следовать. В силабусе написано, какие требования к студентам будут предъявляться, какие темы будут пройдены, какое домашнее задание, какие экзамены, групповые проекты и т.п. А также — какое поведение не допускается. Например, в моем силабусе написано, что за использование телефона на уроке, за разговоры с соседями во время презентации я снимаю баллы, удаляю из класса, а если это не помогает, то отправляю к декану. Это обычная практика в американских вузах.


У меня в прошлом семестре была студентка-нарцисс, которая хотела, чтобы мои правила на нее не распространялись, и, как ни странно, я повелась на эти манипуляции. Эту девушку зовут Бритти. Такая веселая, очаровательная, она с первого дня поразила мое воображение своей доброжелательностью, поддержкой, интересом к предмету. Улыбалась, качала головой в знак согласия — просто не  студент, а  мечта. Где-то я прочитала, что нарцисс влезает тебе в душу, и ты этого не замечаешь. Вот это про нее. Она поведала свою историю, которая впечатлила всех. Она родилась в Америке, эмигрировала в Италию ребенком, провела там с матерью 8 лет и вернулась в Америку, может говорить на 4х языках. Никто, правда, не проверял, но грандиозный образ был создан, и она получила порцию восхищения в группе.


На втором занятии она начала болтать. Поскольку она вся такая обаятельная, у меня рука не поднялась снять ей баллы. Я поддалась на ее ожидание исключительного отношения. Я пересадила всех случайным образом в надежде, что она разговаривать на уроке перестанет. Но она стала болтать с новыми рядом сидящими студентами. Причем я вижу, как все вокруг просто расцветают от счастья, что она им уделяет внимание и разговаривает с ними, ведь она такая великолепная и исключительная.


Я ее оставила после урока и спросила: «Почему ты разговариваешь на занятиях?» Она посмотрела на меня глазами, полным изумления тем, как я сильно ошибаюсь в людях: «Я помогала людям вокруг меня. Они не понимали!» Я сказала: « Хорошо, ты помогаешь людям, но не помогаешь мне, и мне трудно читать лекцию, от этого страдают все, включая тех, кому ты помогаешь. В следующий раз я буду снимать баллы». На лице у нее был неподдельный шок : «Как? За помощь — снимать баллы? Ну, знаете!!!» Я была просто в замешательстве и не знала, что делать. Ей удалось меня на раз-два ввести в чувство вины за то, что я собираюсь снимать баллы. И при этом я еще почувствовала вину за плохое преподавание, раз люди не понимают. Она мне без слов и объяснений внушила, что делает за меня мою работу, объясняет то, что я не могу объяснить.  Я не сняла ей баллы, подумала, что, может, и правда, ничего страшного: она ведь помогает.

Потом она начала пользоваться телефоном. И объяснила это тем, что ей надо искать информацию по теме. И опять же цель здесь самая святая — исключительно образовательная. И снова я поддалась манипуляции и не сняла баллы. Потом она меня стала обвинять, что я даю неправильную информацию (я уже говорила об этом в одном из видео). Тут я опомнилась, и увидела, наконец, кто передо мной. У нее были все симптомы нарциссизма. А в случае с болтовней и телефоном налицо желание особого к себе отношения. Она требовала, чтобы ей было сделано исключение. Всем можно снимать баллы, а ей нельзя, потому что она на службе у человечества и делает великое дело. Такая уж она исключительная. Когда я поняла, что она со мной делает, то стала снимать баллы, но было слишком поздно. Это вызвало очень острую реакцию. Надо было это делать с самого начала.


Когда я ей проговорила, что я чувствую, что мне неприятно, что она болтает, меня отвлекает, уводит от темы, мешает мне вести занятие, она не изменила своего поведения, ведь ей, как и всем нарциссам, не свойственна эмпатия (симптом 2, часть 1). Это, кстати, диагностический маркер: попросите человека больше так не делать, потому что вы страдаете от этого. Если не прекратит, то большая вероятность, что у него какое-нибудь расстройство. Нормальные здоровые студенты обычно меняют поведение, потому что способны к сочувствию. Моя героиня не изменила и своего мнения по поводу сомнительной информации, которую она находит на интернете, поскольку она всегда права (смотри симптом 4, часть 1).


После того, как я стала снимать баллы, она обозлилась и стала вести подпольную разрушительную деятельность среди студентов. Те, кто рядом, конечно, были очарованы ею, ведь она так много знает, так хорошо умеет пользоваться интернетом, может доказать свою правоту. Ее свита была восхищена тем, как ловко она меня разоблачила. При этом из-за болтовни с ней они не сдавали задания, и их оценки поползли вниз.


Положительный результат того, что я опомнилась и стала следовать своим правилам, был в том, что  открыто болтать и пользоваться телефоном она перестала, в пререкания со мной больше не вступала. Ей было достаточно последователей, которым она пудрила мозги и за счет которых самоутверждалась. Она сильно понизила их успеваемость, поднявшись при этом за их счет в собственных глазах. Она получила пятерку, а они съехали на четверки и даже тройки.

Еще раз подчеркну: нормальные методы с нарциссами не работают. Убеждение, проговаривания, просьбы не помогают, обращение к совести, сочувствию — тоже. Помогает только страх что-то потерять. Бритти затихла и ушла на дно после того, как стала терять баллы. По существу, обстановка была достаточно напряженная до конца семестра, однако ситуация была под контролем, и я оставила ее вместе с кругом восхищенных слушателей в покое на самых задних партах аудитории. Они шептались и не создавали много шума. Но я оградила остальных студентов от болтовни, и они могли учиться.

Мне стало легче, когда я поняла, что передо мной нарцисс. Начинаешь осознавать, что это не твоя вина, а просто манипуляции.

Вывод из всего сказанного следующий. В общении с нарциссами надо сразу ставить четко свои границы и не допускать исключительного отношения к ним. Если опоздали, то все равно устанавливайте границы, хотя это будет тяжелее. Объявите, что вы не собираетесь терпеть такое поведение и четко следуйте заявленному. Из страха потерять то, что влияет на его образ Я, нарцисс будет вести себя хорошо.


Будьте осознанны в отношениях и будьте счастливы. 

 

Оставляйте комментарии.

 

 

Татьяна Дьяченко

 

 

Комментарии   

#3 Guest 31.10.2015 17:42
Комментарий был удален администратором
0 #2 Ирина 28.05.2015 11:07
Большое спасибо, Таня. Замечательно все рассказала и я полностью согласна с Лидой. Но как же трудно "указать место" нарциссу! Молодец, справилась!
Цитировать
0 #1 Лидия 28.05.2015 06:49
Татьяна, как всегда, все разложила по полочкам. Сколько раз я попадала в такую же ловушку замаскированных нарциссов.
Они становятся твоими лучшими друзьями после непродолжительн ого знакомства,улыб аются, стремятся всячески продемонстриров ать свое расположение и желание помочь. Но этот период недолог и ты прозреваешь, когда тобой начинают манипулировать. Права Татьяна: нужно помнить, что никогда не поздно указать нарциссу его место. Зачастую не хочется связываться и ты просто прекращаешь общение. А если нет такой возможности?
Если вы работаете вместе или родственники? Вот тут-то и пригодятся советы Татьяны.
Лучше поздно, чем никогда.
Цитировать