Цитирование:
Дьяченко Т.М. (2022) Позитивная педагогика как альтернатива насилию в образовательном процессе. Доклад на международной научно-практической конференции. Материалы международной конференции «Детство в эпоху трансформации общества». МГПИ, Мурманск, с.17-19
Позитивная педагогика как альтернатива насилию в образовательном процессе
Доклад на международной науно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества». Мурманск, 25-27 марта 2002
Согласно определению словаря Ожегова насилие - это: 1. Применение физической силы к кому-н. 2. Принудительное воздействие на кого-либо 3.Притеснение, беззаконие.
Насилие – это действие, посредством которого добиваются власти над другим человеком, порождая в нем чувство напряженности и страха. Это выражается также в контроле над поведением, мыслями и чувствами другого человека. Способами достижения и осуществления этого являются, например: недооценка значимости личности, унижение, оскорбления, угрозы, запугивание [Сиркка Пертту и др. Обретение новой жизни. Ювяскюля.2001, c.11]
Все указанные формы поведения взрослых по отношению к детям хотя и не считаются нормальными воспитательными методами, но часто используются взрослыми. Однако такие методы имеют определенное воздействие на психическое состояние, умственное развитие, поведение ребенка, а также его будущую судьбу.
Последствия насилия достаточно красноречиво описаны психологами и психотерапевтами. Жертва насилия становится весьма ущербной личностью. Ребенок, подвергаясь или наблюдая насилие (в том числе и наказание, давление, контроль) глубоко эмоционально переживает эту ситуацию. В этот момент вся ситуация, все чувства, слова записывается в подсознание. Согласно Э. Бернсу ситуации записываются как на магнитофонную пленку, а затем воспроизводятся при сходных условиях. Во время насилия внутри у человека как бы сжимается внутренняя пружина, сила давления которой обязательно должна найти выход либо через неадекватное поведение, либо через болезнь. Т.е. пружина либо выстреливает, производя разрушительные действия вовне, либо сдавливает внутреннюю среду, производя разрушения внутри.
Насилие в школе обнаруживается в двух формах. Во-первых, оно проявляется как авторитарный стиль общения учителя с учеником. Во-вторых, это непосильные требования современных программ, направленных на повышенное интеллектуальное развитие ребенка.
Насилие как стиль общения между учениками и учителями
Насилие как стиль общения между учениками и учителями изучалось при помощи метода группового интервью со старшеклассниками. В процессе такого интервью с десятиклассниками в 1999 году я задавала вопрос: «Считаете ли вы, что отношения между учениками и учителями демократичны?». Высказывания старшеклассников были следующими: «Учитель чувствует себя королем на уроке», «Все права в школе у учителей, у учеников одни обязанности», «Для учителя ученик - объект обучения, его учить надо», «С учителем спорить нельзя – отомстит», «С учителями спорить об оценках бесполезно, потом они будут занижать оценки», «Учитель не видит в ученике личность, считает себя выше его», «Мы хотим, чтобы учителя поняли, что ученики - тоже люди».
Можно услышать возражения учителей: «А как заставить детей учиться? Если не давить и не контролировать, то они вообще делать ничего не будут» И с этим возражением соглашаются сами дети. Ученики начальных классов, согласно моим исследованиям, считают, что чувство страха помогает им учиться.
Насилие как результат воздействия образовательных программ
Современные инновационные программы ориентированы, как правило, на развитие интеллекта и расширение кругозора детей. Зачастую эти программы перегружены предметами вербально - логической ориентации и без внимания остается эмоциональная сфера ребенка и образное мышление. Это приводит к тому, что дети страдают от чрезмерной нагрузки на интеллект, переутомляются, а развитие воображения, креативности и эмоциональной сферы тормозится. Становление нравственных категорий также невозможно без опоры на эмоции, образы, чувство красоты.
В течение 8 лет, работая в школе, я проводила лонгитюдные исследования, наблюдая изменение психологических характеристик детей в возрастной перспективе. Эти исследования показывают, что мотивация к обучению с возрастом падает. Падает мотивация также с каждым годом в рамках одного и того же возраста. Например, сегодняшние второклассники хотят учиться гораздо меньше, чем второклассники три года назад. По данным «Анкеты школьной мотивации» Лускановой к седьмому классу учебная активность обычно уменьшается в 3 раза по сравнению с ее уровнем в начальных классах. Особенно сильно выражено падение мотивации в классах, обучающихся по программе Занкова.
Позитивная педагогика
В качестве альтернативы насилию как недемократического общения учителей с учениками я хочу предложить новый подход в отношении к детям. Новый в том смысле, что он исключает внушение чувства страха, стыда, вины, как основных рычагов в учебно-воспитательном процессе, которые используются в школе. Во время работы в качестве педагога - психолога я выработала несколько этических правил, которые при успешном их усвоении и достаточной практике, позволяют предупредить или решить любую конфликтную ситуацию в отношениях учитель- ученик без насилия. Так сложился в образовательный курс - десятичасовой семинар - тренинг, который называется «Позитивная педагогика». Главный лозунг этого курса: "Есть альтернатива насилию в воспитании, она состоит в абсолютно позитивном подходе к ребенку». Основные положения этого обучающего курса сформировались в результате обобщения достижений различных направлений мировой психотерапии. Здесь отражены принципы и методы групповой терапии Рудестама, трансанализа Э.Берна, ненасильственной коммуникации Маршалла, гештальттерапии, НЛП, когнитивной терапии, психологического айкидо Литвака.
Программа семинара "Позитивная педагогика" содержит теоретическую часть и практические занятия. Теоретическая часть включает изучение девяти этических принципов - правил воспитания. Практические занятия - это тренинг решения конфликтных ситуаций.
Десять этических принципов позитивной педагогики: 1.Принцип ненасилия 2.Принцип позитивности 3. Принцип "Я - сообщений" вместо "Ты - осуждений" 4.Принцип зеркала или "С точки зрения другого" 5.Принцип обратной связи 6. Принцип несравнения 7.Принцип тайны
- Принцип ответственности 9. Принцип личного примера 10.Принцип гендерной симметрии.
Применение одного или нескольких из этих принципов позволяет решить практически любую педагогическую задачу и сохранить душевный покой и детям и воспитателям.
Школа Радости
Школа Радости – так называется экспериментальная программа, организованная методистом Т.К. Дудкиной, которая вот уже 8-й год проводится в школе N2 города Апатиты. Теоретической базой этой программы стала концепция мурманского писателя, поэта, философа Владимира Смирнова - Семенова, которая описана в его книге «Сколько нам лет» (Мурманск, 1997). Основной принцип концепции заключается в том, что развитие ребенка повторяет культурогенез всего человечества. В каждом возрастном периоде, соответствующем определенному этапу культурной эволюции человечества, есть свои задачи и потребности. Если эти задачи не решены, а насущные потребности не удовлетворены, то гармоничное развитие личности нарушается. В соответствии с концепцией Смирнова три философские категории Красота, Добро и Истина, которые преобладают в определенный исторический период, должны найти отражение на определенном этапе в развитии ребенка, чтобы воспитать человека Любящего, любящего людей, свое дело, окружающий мир. Каждая категория находит свое воплощение в определенном возрастном периоде, который является наиболее сензитивным для ее усвоения. Упущенные возрастные возможности в дальнейшем почти невосполнимы. В соответствии с концепцией Смирнова, задача начального звена школы – это развитие чувства красоты. Доминантой в воспитании должны стать предметы эстетического цикла, физкультурные занятия. Этот период соответствует эпохе Античности. В среднем звене на первый план выходят проблемы общения, взаимоотношений со сверстниками. Устанавливаются групповые нормы поведения, появляется такое новообразование как рефлексия. Поэтому доминантой в воспитании должны быть предметы нравственного цикла, помогающие разобраться подростку в понятиях добра и зла, познать себя. Такой период соответствует эпохе Средневековья. И, наконец, только в старших классах, ученик готов усиленно развивать логическое мышление, обобщать научные знания и в большом количестве усваивать их. Этот период знаменуется восхождением к Истине и соответствует эпохе Нового Времени. Современная концепция Смирнова-Семенова была предвосхищена теорией Штерна в 20 годах 20 века в рамках биогенетической теории, которая гласит, что человек внутриутробно повторяет этапы филогенеза, а рожденный человек, как существо социальное, повторяет культурное развитие человечества.
Исходя из этой концепции, программа школы Радости была построена так, что в начальных классах основными являлись предметы эстетического цикла. В среднем звене главными становятся предметы нравственного цикла: мировая художественная культура, литература, психология. В программе большое внимание уделяется тренировке навыков общения и решения конфликтов, преодолению проблем и страхов, связанных с общением, коррекции самооценки. Сейчас ребята обучаются в 8 классе.
Лонгитюдные психологические исследования, проводимые в экспериментальном классе школы Радости и в контрольном классе, занимавшемся с первого по третий класс по программе Занкова, показали, что у детей экспериментального класса к третьему году обучения выше уровень интеллекта, кроме того, темпы роста интеллектуальных показателей превышают эти темпы в контрольном классе. Самыми разительными явились отличия показателей креативности мышления. В экспериментальном классе эти показатели в 2 раза выше, чем в контрольном. К седьмому классу дети школы Радости, хотя и значительно снизили уровень школьной мотивации, но этот уровень в 2 раза выше, чем в контрольном классе, где у детей в среднем по классу выявлено негативное отношение к школе.
Результат работы школы Радости показывает, что правильное распределение доминант воспитания в зависимости от возраста позволяет создать природосообразные условия для развития личности ребенка и несколько скомпенсировать последствия насилия, как антидемократического стиля общения учителя с учениками.
Эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы ребенка в процессе социализации должны развиваться в указанном порядке. Эмоциональную сферу можно сравнить с фундаментом личности, поскольку это энергетический потенциал человека, волевую – со стенами, а интеллект – с крышей. Когда фундамент неустойчив, а стены перекошены, что происходит с крышей? Ответ очевиден. Эмоциональная сфера развивается на эстетических занятиях, как чувство Красоты; волевая проходит свое становление при нравственном воспитании и в процессе овладения адекватными навыками общения, как понятие Добра; интеллектуальная сфера формируется через постижение Истины и глубокое обобщенное знания о законах мироздания. Своевременное постижение детьми категорий Красоты, Добра и Истины позволит сформировать человека Любящего. Человек, воспитанный в соответствии с внутренними законами развития, в соответствии со своей внутренней природой, человек, которого не ломали и не принуждали, так же природосообразно будет действовать по отношению к окружающему миру без насилия и разрушений.