Метод многократного проигрывания в работе с жертвами насилия: исследование эффективности

Дьяченко Т.М., канд. психол. наук, профессор психологии, Глендэйл Комунити Колледж, Глендэйл, Аризона, США (PhD, Psychology professor, Glendale Community College, Glendale, Arizona, USA)


Аннотация
Метод многократного проигрывания, практикуемый автором в течение 20 лет, предлагается как эффективная альтернатива традиционным подходам кризисной терапии. Описаны принципы действия метода, основанного на информационно-энергетическом подходе. Изучена эффективность метода для работы с жертвами насилия, приведены результаты тестирования депрессии и тревожности до и после терапии. Обоснованы достоинства метода: избавление от негативных зарядов как глубинных причин проблем, высокая этичность и экологичность.


Ключевые слова: кризисная терапия, метод многократного проигрывания, тестирование, информационно-энергетический подход, эмоциональный заряд, депрессия, тревожность, посттравматический синдром, исцеление травмы.

Исследование посвящено определению эффективности авторского метода кризисной терапии – метода многократного проигрывания. Данный авторский метод я практикую в течение 20 лет при работе с людьми, попавшими в кризисную ситуацию. Основной принцип основан на информационно-энергетическом подходе: изменение в информационной структуре психики клиента (мыслей, убеждений, установок, восприятия) происходит на основе изменения энергетической составляющей психики (эмоциональный заряд, энергопотенциал физического тела, ощущения в теле). Этот подход предполагает, что работа с негативным энергетическим зарядом, полученным в момент психологической травмы или в результате хронического стресса, и освобождение от него влечет за собой лучшее понимание ситуации, возможность увидеть выход из нее, оценить доступные ресурсы – как внешние, так и внутренние, изменить отношение к себе.

Как работает метод?
Клиент многократно повторяет негативно заряженные фразы, и его состояние при этом улучшается. Этот метод хорошо работает с конкретным травматическим событием в прошлом: в этом случае клиент, проговаривая обстоятельства и переживания прошлых событий, мысленно проходит травмирующую ситуацию несколько раз. В случае возникновения кризисной ситуации или хронического стресса в настоящем, когда клиент не видит выхода из сложившегося положения, повторяются актуальные негативные убеждения, чувства, ощущения в теле. В результате проговаривания происходит снижение эмоционального заряда, человек получает более адекватное восприятие ситуации, и либо находит выход из нее, либо принимает ее.
Метод многократного проигрывания позволяет в короткие сроки (за 6 сеансов, в течение 2–3-х недель) вывести клиента из состояния шока или острого эмоционального состояния, помочь ему достичь равновесия, увидеть новые возможности в жизни. Для сравнения, выход из кризиса в естественном режиме (без психологической помощи) занимает в среднем 1 год.
В исследовании принимали участие 28 женщин, моих клиенток за 2017–2018 г., средний возраст – 36 лет (от 21 до 55 лет). Эти женщины находились в ситуации домашнего насилия, либо травли со стороны коллег или родственников, либо являлись повзрослевшими жертвами домашнего насилия в детстве, которые не могут создать здоровых отношений с партнером, и на данный момент одиноки.
География клиентов очень широка – это русскоговорящие женщины из России и других стран. Терапия проводилась по скайпу как 6 двухчасовых сеансов с интервалом в 1–3 дня в течение 2–3-х недель.
Перед терапией клиентки заполняют опросник, формулируя свои проблемы и запрос на ожидаемый результат терапии, а так- 124 же проходят тест на тревожность Спилберга-Ханина, тест на депрессию (опросник Бека), тест на привязанность в романтических отношениях (опросник Фрейли, стили привязанности и близких отношений) [8]. Аналогичные тесты клиентки проходят после окончания терапии. В таблице приведено сравнение основных показателей тревожности и депрессии до и после терапии, с указанием статистической достоверности расхождений по t-тесту.

Таблица 1
       

 

      До терапии

       После терапии

t-test

   Снижение на %

 

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

p

 

Ситуативная тревожность

51.85

Высокий

35.67

Умеренный

4.98E-05

31%

Личностная тревожность

50.95

Высокий

43.78

Умеренный

0.0002

14%

Общий уровень депрессии

16

Умеренный

6.44

Отсутствие 
депрессии

0.0004

60%

Когнитивно-аффективная субшкала депрессии

10.25

 

4.35

 

0.003

     58%

Субшкала соматизации депрессии

5.65

 

2.36

 

0.0025

      58%

Самое негативное чувство

9.61

Высокий

2.867

Низкий

8.96E-13

68%


Причины обращений и состояние до терапии
Проблемы, с которыми обращались женщины – это, в основном, последствия насилия. В рассматриваемой выборке: – 80% женщин испытывали психологическое насилие в детстве – родители оскорбляли их, унижали, недооценивали, манипулировали, игнорировали, внушали им чувство вины и шантажировали их;
– 17% испытывали жестокое физическое насилие, когда родители били их;
– 17% женщин пережили сексуальное насилие в детстве и юности;
– 80% участниц пострадали от физического или психологического насилия со стороны партнера (в ряде случаев партнер являлся алкоголиком);
– 3 женщины (11% от выборки) переживали стокгольмский синдром, то есть зависимость и теплые чувства к своим насильникам (родителей и партнеров);
– 2 женщины (7% от выборки) испытывали стресс, связанный с психологическим насилием начальника;
– 27% страдают от одиночества: страх, связанный с предыдущими неудачными отношениями с алкоголиками или тиранами.
Анализ тестов, пройденных перед терапией (табл. 1) показал, что средний уровень тревожности, как личностной, так и ситуативной, почти одинаково высок (50,95 и 51,85 баллов соответственно). Высокий уровень личностной тревожности может говорить о генетической предрасположенности к тревожности, а также быть следствием высокого стресса в детстве.
Высокий уровень ситуативной тревожности указывает на то, что женщина находится в стрессе в данный момент, ситуация ей кажется угрожающей, и у нее нет чувства защищенности.

Средний показатель депрессии по выборке составляет 16 баллов, что соответствует умеренному уровню. Однако разброс показателей велик: от 2 баллов (отсутствие депрессии) до 32 баллов (критический уровень). Люди с высоким уровнем депрессии ощущают беспомощность, отсутствие мотивации и энергии, не верят, что из ситуации есть выход. Значение по когнитивной шкале депрессии почти в 2 раза выше, чем по шкале соматизации. Это значит, что депрессия в основном связана с негативными мыслями.
Женщины также оценивали свое самое сильное негативное чувство в текущей ситуации, и оно в среднем составляло 9,61 балла из 10 возможных. В основном это чувства жертвы – страх, вина, стыд, обида.
Результаты теста на привязанность в романтических отношениях показали, что:
36% женщин имеют безопасную привязанность, что означает, что они доверяют партнеру, и у них нет тревоги, что он их покинет или предаст;
42% – тревожно-избегающую привязанность, когда нет доверия партнеру и есть сомнения в том, надо ли продолжать отношения;
11% – тревожную привязанность, то есть имеют страх оказаться отвергнутой партнером, испытывают ревность;
11% женщин имеют избегающую привязанность, то есть сомневаются в том, стоит ли продолжать отношения, испытывают желание держаться на расстоянии от партнера и не выражать ему теплых чувств [4].

Согласно теории привязанности [2], привязанность – это внутренняя рабочая модель отношений, которая формируется в первые годы жизни и отражает то, как мы чувствуем себя в близких отношениях. У выросших детей эта модель работает как самоподдерживающаяся программа, определяющая выбор в любви. Женщины с тревожно-избегающей привязанностью опять и опять вступают в токсичные романтические отношения, не ощущая, что неуважительное отношение партнера – это не норма. И это понятно: ведь то же самое происходило у них дома.
Тот факт, что большинство женщин в нашей выборке имеют небезопасную привязанность, является следствием насилия или отвержения в детстве. Большинство из них не осознавали, что их проблемы связаны с детской травмой. Они считали, что они сами во всем виноваты, что их характер, внешность, неумение общаться, судьба определяют их хроническое несчастье в личной жизни. 
Цель терапии направлена на то, чтобы вывести клиента из состояния жертвы, которая порой даже не осознает, что она жертва, привести клиента к осознанию того, как была сформирована патологическая рабочая модель отношений, помочь проработать травму детства и последующих ситуаций насилия, и создать новую рабочую модель отношений.
Тип привязанности, или рабочая модель отношений, определяет также отношение к себе и партнеру [3]. Безопасная привязанность – это модель по типу «я-ОК, и ты-ОК» (идеальный вариант). Тревожная привязанность – «я-не ОК, а ты-ОК», избегающая привязанность – «я-ОК, а ты не-ОК». Тревожноизбегающая привязанность означает, что у человека негативное отношение и к себе, и к партнеру: «я-не ОК, и ты – не ОК». Самое большое количество участниц (42%) имеют именно такую модель отношений. Они не уверены ни в себе, ни в партнере.
В терапии идет проработка этой модели и замещение ее на другую – безопасную привязанность с положительным отношением и к себе, и к людям. Для того, чтобы этого добиться, необходимо в первую очередь проработать травматический опыт детства. Большинство женщин, участвовавших в выборке, обнаруживают симптомы посттравматического расстройства [1].
Посттравматическое расстройство – это, по словам психолога Джереми Кросби, «мозг, замороженный во времени». Человек, переживший травму, как бы застрял в том времени, и постоянно проигрывает травмирующую ситуацию [5]. Это происходит потому, что сильный или хронический стресс повреждает гиппокампус, ответственный за процессы памяти, и человек постоянно переживает те негативные эмоции, которые он переживал в прошлом.
В процессе кризисной терапии и работы по принципу «ассоциация с подобным» удается вывести на уровень осознания забытые воспоминания, увидеть события в детстве с другой точки зрения, понять, что ребенок не виноват в том, что его унижает, бьет или насилует близкий взрослый. Женщины начинают прозревать, начинают видеть связь настоящих событий с ситуациями в прошлом.
Проработка травмы прошлого приносит значительное облегчение, потому что человек понимает, что это не его вина в том, что его мозг «заморозился» в том времени. Теперь его мозг «размораживается», выходит из западни прошлого, и становится более продуктивным и эффективным в решении текущей ситуации, в принятии конструктивных решений и изменении своей жизни. При применении метода многократного проигрывания клиент начинает прорабатывать текущую стрессовую ситуацию, что, по ассоциациям, активирует воспоминания о подобных стрессах и травмах детства. Так открывается доступ к тем эмоциональным зарядам, которые являются истинной причиной настоящих переживаний – депрессии, ощущения тревоги, страха, угрозы, беспомощности.
Эти триггеры, полученные ранее, в прошлом опыте, часто скрыты от сознания, однако большинство клиенток проявляют явные симптомы посттравматического синдрома – повышенная возбудимость, навязчивые мысли о возможной катастрофе, неспособность испытывать радость, флэшбэки, ночные кошмары, избегание ситуаций, сходных с травмами детства, попытки забыть прошлое, нежелание говорить о прошлом или отсутствие воспоминаний о реальных событиях, но при этом присутствие неадекватных реакций на стимулы, подобные таким событиям (например, на резкий окрик из-за спины).

Результаты кризисной терапии
После работы по методу многократного проигрывания (табл.1) личностная тревожность в среднем по выборке снижается с 50,95 баллов до 43,78, а ситуативная тревожность с 51,95 баллов до 35,67. В обоих случаях значения посттеста соответствует умеренному уровню тревожности, и снижение показателей статистически достоверно (р<0,001). Снижение ситуативной тревожности более значительно (на 31%), чем личностной (на 14%). Это связано с тем, что личностные качества перестраиваются медленнее, чем отношение к текущей ситуации. 129 Показатель депрессии снижается с 16 до 6 баллов (на 60%) и доходит до уровня, соответствующего отсутствию депрессии. И когнитивный, и соматический компонент шкалы Бека снижается одинаково – на 58%. Самое сильное негативное чувство, связанное с кризисной ситуацией, снижается с 9,61 баллов до 2,87 (на 68%), что является показателем того, что эмоциональный заряд в целом проработан. Кризисная терапия направлена именно на проработку этих чувств – страха, обиды, вины, гнева. Снижение тревожности и депрессии проявляется как побочный эффект этой работы.
После терапии клиентки письменно отвечают на следующие вопросы:
1. Достигли ли вы цели, которую ставили перед терапией?
2. Появилось ли новое понимание своей ситуации?
3. Приобрели ли вы новые навыки?
Ответы можно распределить по следующим группам: изменение в физическом и эмоциональном состоянии, в мотивации, в отношении к себе, к людям и к кризисной ситуации. Ниже приводятся некоторые примеры ответов по группам:
Улучшение здоровья, физиологических функций, пищевого поведения: «Я лучше сплю, появился аппетит», «Я перестала есть все подряд», «Я могу контролировать себя в еде», «Я вернулась к прежнем здоровым привычкам – слушать музыку, готовить себе еду, ушли головокружения», «Общее состояние улучшилось, не просыпаюсь по ночам», «Прекратились ночные кошмары». Улучшение эмоционального состояния: «Меня перестали беспокоить мысли об отце. Они иногда возникают, но не тревожат меня. Меня больше эмоционально не накрывает. В памяти не всплывают эпизоды ситуаций, от которых хочется рыдать, перестала испытывать страх, что он каким-то образом будет меня преследовать и гадить. Я перестала вести с ним внутренние диалоги, задумываться о том, что я ему скажу в случае встречи», «Я вышла из депрессии, нет постоянного напряжения, я расслаблена», «Стала чуть меньше реагировать на бывшего партнера, стало не так страшно на него натолкнуться на работе», «Мне очень комфортно и счастливо. Мне кажется, этот страх уходит. Я начинаю смотреть на мир с эмоциональной точки зрения более взрослыми глазами». «Я чувствую себя спокойнее. В целом легче отношусь к происходящему. Раньше легкости не было», «Раньше я могла думать о своих проблемах в прошлом в течение всего дня, вместо того, чтобы думать о том, что происходит в настоящий момент; это влияло на мое поведение в целом и на отношения с другими людьми. Теперь этого нет. У меня больше нет постоянного чувство вины», «Я уже не чувствую подавленности. Я стала меньше бояться. Меня страх раньше захлестывал, и от какого-то опыта я отказывалось – например, боялась водить машину. А вчера села за руль, и страха не было», «Я больше не боюсь своего голоса. Я могу говорить и писать. Такое ощущение, что как будто что-то, что я долго держала в себе, прорвалось изнутри наружу», «Ушел какой-то детский страх перед свекровью», «Да, после сеансов я чувствую легкость. Ушли обида, желание плакать, жаловаться. Не зацикливаюсь на чувстве вины. И мне нравится эта свобода от деструктивных эмоций», «Я стала спокойнее, ушло внутреннее напряжение, выключился постоянный «внутренний диалог» по поводу мужа: «зачем он это все делает», «как так можно», «наверное, я сама виновата»», «Удалось убрать чувство страха, вины, зависимости, состояние жертвы».
Отношение к себе, самооценка, уверенность: «Я стала увереннее, спокойнее, более уравновешенной. Не боюсь говорить по-английски», «Изменилось отношение к себе, появилась уверенность, самооценка повысилась, начала ближе знакомиться со своим аутентичным «Я»»,  «Эти шесть сеансов позволили мне ознакомиться с моим бессознательным, и больше понять, что я из себя представляю в настоящем. Однозначно, я поняла, что не настолько безнадежна; я не ожидала таких результатов», «Появилась уверенность в интервью при приеме на работу». «Я стала более уверенной в себе. Раньше боялась говорить с ошибками по-немецки, сейчас не стесняюсь и говорю. Стала отстаивать свои чувства: есть я и мои чувства. Стала как личность, а не жертва», «Я научилась быть самостоятельной в какой-то степени, и понимаю, что должна нести ответственность за свои поступки, не винить других в них, и не обижаться на других людей, объяснять им, чего я хочу, потому что они не могут читать мысли. Я стала замечать в себе хорошие качества, не обращая внимания на плохие». «Я себе сказала: «Я смогу, у меня получится». Я поняла, что я сильная». «У меня ушло ощущение, что я какая-то странная, появилось больше уверенности в себе. Я чувствую себя в контакте с собой – то есть, я чувствую, что мне комфортно в моей душе и в моем теле. Мне кажется, что я приняла себя. Появилось понимание себя». «Стала более уверенной в профессиональной сфере и в английском языке». «Изменилось самовосприятие, точка зрения расширилась, появились силы, которые раньше были недоступны. Вектор – возвращение к себе». «У меня проблески ассертивного поведения; надеюсь, что меня не будет штормить». Отношение к другим «До терапии я считала, что люди мне что-то должны, и ждала от них, что они для меня что-либо сделают. Я не могла отстаивать свои границы с манипулятивными людьми. Людям не верила совершенно. Теперь научилась говорить «нет», и стала больше доверять людям», «Я всю жизнь была как бы единым эмоциональным целым со своей матерью, она меня крепко к себе привязала и держала невидимыми канатами вины и страха. Сейчас я от нее отделяюсь», «Произошло принятия того, что моя мама, скорее всего, не тот человек, которым я ее видела всю мою жизнь. Не жду, что она меня полюбит», «Раньше я все время уступала людям, и ставила себя на последнее место. Сейчас я больше думаю о том, как мне удобнее поступать в разных ситуациях», «По-другому на мужа стала смотреть. Если раньше у меня была позиция «Вернись, я все прощу, только не бросай», то теперь: «Хочешь нормальных отношений – надо меняться, если не меняешься – то и мне это не надо». Изменились отношения с ребенком, стала его больше понимать. Я не хочу портить ему жизнь и делать из него жертву, как сделали из меня мои родители», «Мне кажется, я сделала несколько шагов вперед в принятии своих плохих отношений с родителями (мамой)», «Больше всего мне нравится, что я научилась не думать о том, что обо мне думают другие люди», «И я прямо вижу свои изменения. У меня нет желания завидовать кому-то, или жаловаться на свою жизнь, или чувствовать себя виноватой. И общение получается интересным, живым и легким для всех. Я чувствую, что груз обид на моих родственников свалился с моих плеч», «Я лучше стала видеть людей, что они из себя представляют. Нашла подругу, увидела, что она нарцисс, в скором времени расстанусь. Мне не надо, чтобы меня унижали», «Научилась говорить людям «нет», хотя раньше неудобно было. Вначале я чувствовала жертвой, потом тираном, а сейчас середина пришла, ощущение самой себя. Мне казалось, что это недостижимо, а сейчас вижу, что это возможно». Новое понимание ситуации: «Пришло понимание, что я не буду идти против сильных волн, я это оставлю. Вырабатывается четкое понимание, что, если это мое – я возьму, не мое – не буду бороться. Хотя у меня столько отказов было по работе, но меня это не волнует. Это даже не  уверенность, это какое-то знание. Должно сложиться так, как надо», «Я начала понимать, что значит «жить здесь и сейчас», а не прошлыми страхами и обидами», «Я поняла, что многие качества, которые я приписывала себе, были приобретены в результате детских травм», «Поняла, что мое нынешнее положение – отражение моих детских травм и обид. Появилось умение провести параллели между настоящим положением вещей и прошлым», «Поняла, что муж – больной, что все страхи у меня от мамы, что я не пережила ее смерть», «Я глубоко проработала основные детские травмы. Я получила больше, чем ожидала. Мы копнули в проблемы глубже, чем я могла представить», «Я перестала считать, что быть толстой – это что-то ужасное. Просто однажды сказала себе: хватит быть ребенком. Не нравится тебе пара сантиметров на бедрах – значит, хватит чистить холодильник, надо научиться испытывать чувство голода иногда. Я поняла, что многие из моих страхов – надуманные. Пришло осознание, что я взрослый человек, многие меня такой видят и ожидают от меня поведения взрослой женщины», «Пришло понимание того, что я ищу внимания отца в мужчинах, хочу скомпенсировать то, что недодал отец», «Многие из моих страхов потеряли смысл в моем понимании, они не имеют никакого отношения к действительности», «Да, все мои страхи тянутся из отношений с сестрой, а не возникли на ровном месте. А вместе мы потому, что мы родились, чтобы изменить наш род к лучшему».
Мотивация, новые планы: «Приняла приглашение приехать в гости – уже посмотрела рейсы, хочу приурочить поездку к моему дню рождения. Приняла предложение участия в мероприятии по моей профессии, и искренне, не формально, настроена на участие». «Я стала более уверена в своем решении о разводе. С 70% до 90% поднялась уверенность в правильности решения. Я чувствую  внутренний подъем, я вижу свет в конце тоннеля, я, наконец, нашла то, что мне может помочь». «Появились конкретные сроки, планы в жизни». «После терапии и дальнейшей проработки замечаю, что страхи и комплексы стали отваливаться пачками. Я стала проявлять небывалую инициативность и активность в общении с людьми и в продвижении себя. Мама в шоке, говорит, что ей уже страшно, потому что такой наглой, решительной мордой я еще не была никогда. Я решила рекламировать себя, и из своего увлечения сделать бизнес», «Я хочу изменить свою жизнь так, чтобы прожить СВОЮ жизнь». 

Сравнительный анализ эффективности метода в сравнении с другими методами кризисной терапии по результатам тестирования
Анализ ответов опросника подтверждает данные тестов депрессии и тревожности – у женщин улучшилось эмоциональное состояние, физиологические функции, появилась энергия, мотивация и планы на будущее. Это является индикатором того, что острое кризисное состояние преодолено. Сравнение результатов применения метода многократного проигрывания с результатами применения других подходов в кризисной терапии показывает, что при работе со столь тяжелыми состояниями вряд ли возможно достичь таких же результатов и в такой же короткий срок (2–3 недели) другими методами.
Эффективность когнитивной терапии в снижении депрессии с пациентами, страдающими диабетом, изучалась в Нидерландах в госпитале Гронигена [7].
Курс когнитивной терапии проводился в течение 8 недель. Сравнивались результаты терапии в нескольких группах с разными уровнями образовательной программы. Даже в самой эффективной группе наблюдалось снижение депрессии только на 9 баллов по шкале Бека (в наименее эффективных – на 2-4 балла). Терапия когнитивно-осознанной терапии давала наилучший результат в данном эксперименте: снижение депрессии на 10,5 баллов.
Терапия многократного проигрывания в нашем исследовании позволила добиться снижения депрессии на 10 баллов за 3 недели.
Эффективность когнитивной терапии для снижения тревожности изучалась в Иллинойсе Рейнольдсом и Коатсом [6].
Это исследование показывает, что за 5 недель когнитивной терапии тревожность снижается всего на 9 баллов по шкале Спилберга (оригинал русской шкалы Спилберга-Ханина).
Метод многократного проигрывания показывает более высокий результат: снижение достигается по той же шкале тревожности на 16,18 баллов, и не за 5 недель, а за максимум 3 недели. 2.

Выявление причины проблем

Помимо достижения более высоких результатов и в более короткие сроки, метод многократного проигрывания имеет еще и то преимущество, что помогает обнаружить причины проблем, и удаляет из причинной ситуации негативный эмоциональный заряд. Это повышает надежность результатов. Хотя отсроченные результаты еще не собраны, эта задача будет решаться в будущих исследованиях. Планируется изучить, как уровень тревожности клиентов меняется через 6–9 месяцев после терапии.

Инсайт, очищение, исцеление

В терапии многократного проигрывания клиент переживает инсайт, и это приносит очищающий эффект (катарсис). К человеку приходит понимание того, что его мнение о себе, о том, что он виноват, что он ущербный, недалекий, неуспешный, и т.п., не является истиной – это результат слов и установок, навязанных другими, чаще всего родителями. Это понимание само по себе приносит облегчение.
При помощи психоаналитической или психодинамической терапии также можно достичь подобного инсайта и катарсиса, обнаружить причинно-следственные связи между детским опытом и кризисом в настоящем, но этого не всегда достаточно, чтобы освободиться от эмоционального заряда.
Терапия многократного проигрывания нацелена именно на освобождение от негативного заряда. Метод многократного проигрывания способствует очищению не только от негативных эмоций, но и негативных телесных ощущений, приводя иногда к спонтанному исцелению. В процессе многократного повторения клиенты сообщают о неприятных телесных ощущениях, которые сначала усиливаются. Это ощущение давления, жжения, холода, тяжести, часто оно воспринимается как некие волны, комки. После проработки эти ощущения уходят. Клиенты говорят, что это переживается так, как будто из тела вышел какой-то предмет, или неприятная волна постепенно накатила и затем отхлынула. Я трактую это как энергетический заряд в теле.
После того, как клиент освобождается от негативного заряда в теле, наступает чувство легкости и свободы. Это влечет за собой нормализацию физиологических функций тела: восстановление сна, процессов пищеварения, нормализация артериального давления, восстановление нормальной температуры.
Иногда после сеансов наступает спонтанное излечение и от хронических болезней. Например, у одной из клиенток исчезла экзема на руках, которая ее преследовала с детства; у другой клиентки прошли боли в спине, которые мучили ее несколько месяцев. У третьей перестали дрожать руки и гореть спина в преддверии важных встреч. Это является результатом освобождения от негативных энергетических (эмоциональных и телесных) зарядов.

В чем причина депрессии, тревожности и неуверенности в себе?
В процессе работы над травматическими ситуациями приходит понимание причин тревожности, депрессии, неуверенности в себе, причины того, что человек живет в позиции жертвы. Причины кроются в том, что люди пережили в детстве со стороны взрослых: насилие, злоупотребление, отсутствие поддержки, игнорирование в родительской семье. Терапия многократного проигрывания состоит непосредственно в проработке травматических ситуаций, в качестве домашнего задания пациентам поручается дорабатывать найденные заряды при помощи метода эмоциональной свободы (техника самопомощи – «простукивание»).
Метод не использует каких-либо дополнительных упражнений по повышению самооценки, релаксации, когнитивной терапии. Поэтому мы и заключаем, что, поскольку проработка детского опыта решает проблему, то, следовательно, опыт детства – это и есть истинная причина психологических проблем взрослых: низкой самооценки, ощущения беспомощности, безвыходности в конкретной ситуации, отсутствия контроля над своей жизнью.

Влияние насилия в детстве на последующую жизнь
 Важный вывод нашего исследования состоит в том, что человек, пережив насилие в детстве, становится в будущем уязвимой мишенью для манипуляторов и тиранов. Почти все женщины в рассматриваемой выборке, обратившиеся ко мне за терапией, либо состоят в романтических отношениях с патологическими партнерами, которые их унижают, а то и бьют, либо одиноки после серии отношений с тиранами и манипуляторами, и теперь боятся вступить в новые отношения, либо подвергаются насилию со стороны кого-то еще (своих родителей, родственников, начальников, коллег).

Экологичность метода
Клиенты в процессе проговаривания глубже осознают смысл происходящего, сами и на более глубоком внутреннем уровне приходят к пониманию своей ситуации, своих истинных возможностей, отношений с людьми, своего прошлого. Терапия многократного проигрывания – это очень экологичный метод, поскольку в нем нет интерпретации обнаруженного материала, как это происходит в психоанализе. Все выводы клиенты делают сами, причем спонтанно, как результат обретенной свободы.
Этот метод также очень этичен. Решение о своей ответственности за поступки приходит к клиентам само, в процессе мягкой и заботливой поддержки.


Заключение
Таким образом, метод многократного проигрывания помогает выйти из психологического кризиса более эффективно и в более быстрые сроки, чем другие виды терапии (например, когнитивная терапия, которая на данный момент считается самой эффективной).
Для жертв насилия, которым важно как можно быстрее прийти в рабочее состояние, чтобы решить свою ситуацию и, зачастую, спасти детей, этот метод является особенно полезным, потому что он помогает понять себя, разорвать патологические связи с насильником и выйти из роли жертвы, начать создавать новую счастливую жизнь и для себя, и для своих детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition. Arlington, VA, American Psychiatric Association, 2013.
2. Bowlby, J. (1973). Attachment and loss: Vol. 2. Separation: Anxiety and anger. New York: Basic Books.
3. Bretherton, I. (1987). New perspectives on attachment relations: Security, communication, and internal working models. In J. Osofsky (Ed.), Handbook of infant development (pp. 1061-1100), New York: Wiley.
4. Fraley, R. C., Waller, N. G., & Brennan, K. G. (2000). An item response theory analysis of self-report measures of adult attachment. Journal of Personality and Social Psychology, 78, 350-365.
5. Crosby, J. P. (2008) Mind Frozen in Time. Dog Ear Publishing. Indianapolis.
6. Reynolds, W. M.; Coats, K. I. (1986) Journal of Consulting and Clinical Psychology 1986, Vol. 54, No. 5,653-660 Copyright 1986 by the American Psychological Association, Inc. 0022- 006X/86/M0.75 A Comparison of Cognitive-Behavioral Therapy and Relaxation Training for the Treatment of Depression in Adolescents.
7. Tovote, K. A., Schroevers, M. J., Snippe, E., Emmelkamp P. M. G., Links, T. P., Sanderman R., et al.(2017) Whatworksbestforwhom? Cognitive Behavior Therapy and Mindfulness-Based Cognitive Therapy for depressive symptoms in patients with diabetes. PLoSONE 12(6): e017994 DOI: 10.1371/journal.pone.0179941.
8. Фрейли К., Дьяченко Т. (2017) Стили привязанности и близких отношений. Он-лайн опросник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://web-research-design.net/cgi-bin/crq/rcrq.pl.

Цитировать статью
Дьяченко Т.М. (2018).Метод многократного проигрывания в работае с жертвами насилия: исследование эффективности. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательствого состава и аспирантов « Актуальные проблемы психологии». Белгород. Издательство Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2018