Цитирование
Дьяченко (Ward) Т. М. (2014) Различия высшего образования в России и Америке. Актуальные проблемы психологии в образовании:Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года. отв. ред. И.А. Синкевич. – Мурманск: МГГУ, p. 19-25

Татьяна Дьяченко (Tatyana Ward) 
Различия высшего образования в России и Америке

 
Мой опыт преподавания и обучения в системе высшего русского и американского образования позволяет сравнить эти две системы не по официальным документам, а изнутри, поэтому в статье нет ссылок на литературные источники, а только на мои личные наблюдения. Последнее русское образование я получила в 2009 г. (переводчик профессиональных коммуникаций), мой русский преподавательский опыт в университете длился полгода в 2007 г. В Америке я учусь и преподаю в колледже, с 2010 г. по сей день [1]. Так что мой анализ строится на сравнении двух систем высшего образования как с точки зрения преподавателя, так и студента.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются колледжами (college), даже если они не колледжи, а университеты. Система американского высшего образования включает в себя 3 основных типа институтов: 2-летний коммунити колледж, 4-летний колледж и университет. Я работаю в коммунити колледже (community college) и поэтому обладаю достаточной информацией именно об этом виде высшего образования.

Коммунити колледж [2] – это начальное звено высшего образования, где можно получить диплом помощника (Associate Degree) и, с одной стороны, начать работать по специальности, а с другой стороны, можно перевестись в 4-летний колледж или университет и продолжать учиться на бакалавра или магистра. Коммунити кол-ледж – это самая дешевая для студента форма обучения из всех остальных высших учебных заведений, потому что за обучение студенты платят в два раза меньше, чем за любой другой колледж, а в период экономического кризиса это особенно популярно. Студенты коммунити колледжей платят за обучение только 20%, остальное оплачивает государство. Малообеспеченные студенты получают финансовую помощь и не платят ничего. Кроме того, коммунити колледж – это институт переквалификации, повышения квалификации, но, кроме того, туда может прийти любой, кто хочет научиться чему-то новому, например, можно записаться на такие курсы, как ароматерапия, ораторское искусство, йога, воспитание детей, домашняя экономика и т.п. В коммунити колледже отдел кадров предъявляет высокие требования к преподавательскому составу, например, на кафедре психологии больше половины состава имеют степень доктора философии (PhD), что эквивалентно кандидату психологических наук.

Дипломы выпускников американских и русских вузов имеют следующие соответствия: русский диплом специалиста приравнивается к степени магистра, при условии, что обучение в вузе длилось 5,5 лет. Если обучение длилось 5 лет, то русский диплом может быть оценен только на степень бакалавра. Диплом врача не признается совсем. Диплом кандидата медицинских наук может быть приравнен к степени бакалавра, однако это не дает права работать врачом. Мой диплом кандидата психологических наук был оценен эквивалентным степени PhD, но это не дало мне право работать психологом и даже называть себя практикующим психологом. Для того, чтобы получить право консультировать, я должна получить специальное образование, пройти 3000 часов супервизии (работать под наблюдением лицензированного в Америке или Канаде психолога), сдать экзамен и получить лицензию. Однако мой диплом кандидата наук дает мне право преподавать психологию, консультирование и даже психотерапию, что выглядит не совсем логично: почему я могу преподавать то, как быть психологом, но не могу работать психологом-практиком сама?

Расписание. В русских вузах разрабатывается одна учебная программа по определенной специальности, с фиксированным временем, и студенты не имеют возможности выбора времени занятий и преподавателя. Русские студенты учатся в одной и той же группе все 5–6 лет. В американской системе студент сам себе составляет расписание, обычно с помощью консультанта, в зависимости от того, какие предметы он должен пройти для выбранной специализации, в какое время он свободен от работы или в какое время его работоспособность выше. Наряду с утренними и дневными, есть вечерние занятия. Дневное и вечернее образование не отличается ни по качеству, ни по количеству занятий и не имеет специальных названий, типа «вечернее отделение», «дневное отделение». Студент записывается на 4–5 курсов, которые длятся только один семестр. Длительность занятий варьируется. Занятия, которые проводятся 3 раза в неделю, длятся 50 мин., 2 раза в неделю – 75 мин., один раз в неделю –
150 мин.

 Учебные группы. Каждая группа состоит из студентов, собранных только на данный предмет и только на один семестр. Так, записавшись на 4–5 курсов, студент встречается с 4–5 разными группами в течение семестра. В следующем семестре все группы опять разные. Не всегда отношения в группах складываются благоприятно, иногда они просто не складываются, поэтому новые группы могут быть источником дополнительного стресса. Постоянная смена сокурсников препятствует установлению долговременных и поддерживающих отношений в группе. Происходит некоторое обезличивание образования, хотя теме установления позитивных отношений в группе уделяется большое внимание на обучающих тренингах для преподавателей.

У американских студентов есть также свобода выбора преподавателя. Однако обычно выбор происходит случайно, а не по предпочтению, поскольку необходимо состыковать все предметы и «утрясти» расписание. Таким образом, американские студенты имеют больше свободы выбора предметов и преподавателей, но обучение не предполагает установления длительных личных взаимоотношений как с сокурсниками, так и с преподавателями. Русские студенты не имеют такой свободы, зато у них формируются сплоченные группы, что помогает преодолевать трудности и помогать друг другу.

Силлабус. Когда студент в первый день семестра приходит в аудиторию, он заключает с преподавателем своеобразный договор, который называется «силлабус». Силлабус – это документ, в котором преподаватель прописывает цели и задачи курса, указывает учебник, который будет использован, формы работы, основные курсовые задания (тесты, презентации, сочинение, исследование), обозначает, какие правила будут в классе, сколько дней можно пропустить в семестре, как будут оцениваться опоздания или ранний уход из аудитории, что можно и что нельзя делать во время занятия. Это основной документ для разрешения споров между студентом и преподавателем, своеобразная «охранная грамота» для преподавателя. Когда студент подписывает силлабус, преподаватель приобретает право применять санкции вплоть до удаления с курса. Силлабус подлежит изменению в течение семестра.

Пропуски. Каждый преподаватель решает сам, сколько занятий студент может пропустить, максимальное количество – не более двух недель за семестр. Например, если класс встречается 2 раза в неделю, то общее количество пропусков может достигать четырех. Но существуют еще официальные пропуски, которые добавляются к тем, что назначены преподавателем. К официальным пропускам относится: смерть членов семьи, участие в суде в качестве присяжных заседателей, религиозные праздники, спортивные мероприятия, проводимые в системе колледжей. В связи с этими событиями студент может пропустить еще одну неделю. Если студент превышает указанное количество пропусков, то он исключается из курса с оцен-
кой 2, что понижает средний балл за семестр. До 45-го дня семестра студент может сам бросить курс, и тогда его средняя оценка не снизится. В России студент может быть исключен из вуза за академическую неуспеваемость. В Америке другой подход: оценки – это личное дело каждого, даже если студент не успевает, его не исключают с курса, но могут исключить из колледжа, если средний балл слишком низкий.

Дисциплина. Отношение к дисциплине в американских вузах очень строгое, несмотря на наше впечатление о свободе поведения школьников и студентов. К примеру, если силлабус гласит, что нельзя разговаривать во время лекции, то это влечет определенные санкции, как то: за первое нарушение студент может потерять баллы, за второе может быть удален из аудитории, а после второго удаления он не может вернуться в класс, предварительно не встретившись с заведующим кафедрой или деканом. В итоге, если поведение не меняется, студент будет удален с курса. Основная идея таких дисциплинарных мер такова – все студенты пришли получать знания и заплатили за это деньги, и нарушитель не имеет права снижать качество образования. Запрещена дискриминация по расовому, гендерному, экономическому и любому другому признаку. Все студенты должны чувствовать себя защищено.

Если студент не меняет свое поведение, то более серьезные дисциплинарные меры принимаются специальным отделом по делам студентов. Работники отдела могут встретиться со студентом, провести беседу, организовать мероприятие по разрешению конфликта, исследовать проблему более глубоко. Преподаватель не должен заниматься дисциплиной и воспитанием нерадивых студентов, он должен только преподавать, поэтому он пишет докладную зав.кафедрой или декану и передает эти функции специалистам. Если преподаватель не может справиться с дисциплиной, то это ни в коем случае не снижает его ценности и не портит его репутации, вся ответственность возлагается на студента. От преподавателя требуется только вовремя принять меры в соответствии с силлабусом (поговорить со студентом, снять баллы, удалить из аудитории, написать докладную). Если студент ведет себя агрессивно, или, будучи удален, просто не хочет выходить из аудитории, преподаватель должен позвонить в охрану. Телефон висит в каждом классе. И охранник выведет студента из аудитории и обеспечит защиту преподавателю после занятия. Если поведение студента на других курсах такое же деструктивное, то его могут удалить из колледжа без права восстановления.

Таким образом, в области дисциплины существует сильное различие между американской и русской системой образования. В России дисциплина является личным делом преподавателя, некоторые профессора просто не обращают внимания на разговоры, несмотря на то, что большая часть аудитории страдает от кучки веселящихся нарушителей. В американских колледжах созданы специальные службы, чтобы регулировать поведение студентов и проводить тренинги и семинары для преподавателей по дисциплине.

Форма занятий. В американских вузах так же, как и в русских, применяются обычные традиционные лекции, есть лабораторные занятия, тренинги, но всё больше и чаще преподавателей призывают применять ученик-центрированный подход, где преподаватель дает возможность студентам самим активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно поглощать информацию. Для этой цели даже на лекциях используются разные формы групповой работы, дискуссии, эксперименты, упражнения, рефлексивные сочинения. Например, преподаватель дает тему для обсуждения в группах, а потом каждая группа высказывает свое мнение, в конце преподаватель подводит итог и дополняет теоретическим материалом. Согласно модели Эдгара Дэйла [3], читая учебник, студент усваивает только 10% информации, а после обсуждения с другими – 70%. Эта модель очень популярна в американских колледжах, хотя, конечно, не все преподаватели ее применяют. Некоторые просто читают лекции.

Система оценок. Система американских оценок аналогична русской, только вместо цифр используются буквы A, B, C, D и т.д. «A» соответствует отличной оценке, «В» – хорошо, «С» – удовлетворительно, «D» – это низкая, но всё же оценка, «F» означает, что курс не зачтен и его надо повторить. Чтобы получить «A», студент должен набрать 90–100% баллов, «В» – 80–89%, «С» – 70–79%, «D» – 60–69%, «F» – ниже 60% и означает незачет. Мне нравится процент для высшей оценки, равный 90–100%. Это значит – чтобы стать отличником, достаточно набрать 90%, а не 100%, что препятствует развитию перфекционизма, чем, на мой взгляд, грешит русская школа, ведь в русском вузе, чтобы получить «5», ты должен знать все на 100% и подчас даже больше.

В американском вузе баллы присуждаются за каждое задание, и суммируется общее количество очков, а не выводится по принципу среднего, как в России. Каждое задание может иметь разное максимальное количество баллов, поэтому оценка за отдельное задание выглядит примерно так: 8/10, что означает, что студент получил 8 из 10 возможных баллов. Некоторые преподаватели дают возможность студентам получить дополнительные баллы за дополнительные задания. Домашние задания даются в течение всего семестра и также оцениваются в баллах. Общая оценка включает в себя оценки за все задания, а не только за последний экзамен. Также оценка может включать активность участия на занятиях, различные промежуточные тесты, сочинения, эссе, презентации, групповой проект и т.п. Все оценки строго конфиденциальны и выставляются в интернете в электронном журнале, куда имеет доступ только сам студент по собственному паролю.

Выбор заданий и оценок за них отдается на усмотрение преподавателя. Последний экзамен может проходить как тест или как презентация проекта. Вес оценки финального экзамена не так уж высок в общей сумме баллов, поэтому экзамен не носит столь решающего характера, как в русском вузе, где «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Система оценок в российских учебных заведениях в основном состоит из оценки на экзамене и предварительно сданных зачетов и курсовых. На мой взгляд, американская оценочная система более эффективна, потому что студенты получают обратную связь и активно работают в течение всего семестра, а не только в последнюю зачетную неделю и сессию.

Таким образом, система русского и американского высшего образования имеет некоторые общие черты (форма занятий, система оценок), но и много различий. Некоторые формы из американской системы (силлабус, студент-центрированный подход, накопление баллов за все задания), на мой взгляд, можно было бы применять в русских вузах.

 

Литература

  1. ссылки на колледжи http://my.maricopa.edu/, http://www2.gccaz.edu/ http://paradisevalley.edu/
  2. http://www.instapedia.com/m/?searchText=Community_college#Community college
  3. http://www.angelo.edu/services/first_year_experience/documents/Dale%27s%20Cone%20of%20Learning.pdf