Дьяченко Т.М. (2002) Причины гендерного насилия и пути профилактики. Доклад на коференции "Taking Wing”, Саариселька, Финляндия.
Причины гендерного насилия и пути профилактики
Доклад на конференции “Taking Wing”, посвященной гендерному равноправию и проблемам женщин Арктического региона
Саариселька 4-6 августа 2002
Работа по предотвращению гендерного насилия в обществе должна основываться на знании механизмов возникновения и воспроизводства насилия в общем и гендерного насилия в частности. Каковы корни насилия? Каковы причины его движущей силы – агрессии? Почему у человека появляется желание унижать и контролировать других людей?
Согласно Фрейду у человека есть врожденное подсознательное стремление к смерти, которое внешне часто выражается в актах агрессии. Другая точка зрения на агрессию - как на результат воспитания. Как кризисный психолог я встречалась в моей практике и с людьми, прибегающими к насилию, и с жертвами. Обе стороны страдают. И те и другие имеют опыт насилия в прошлом. Причины этих различных ролей кроются в тех ситуациях насилия, которые человек пережил или наблюдал в детстве. Одинаковые ситуации, через которые проходят дети или подростки формируют роль жертвы у одного человека, а роль агрессора – у другого. Каким образом происходит принятие одной их этих двух ролей?
Ребенок, подвергающийся наказаниям, давлению, контролю глубоко эмоционально переживает эту ситуацию. Работая с людьми попавшими в кризисные ситуации, я обнаружила, что вся ситуация насилия, все чувства, образы, звуки, слова, записываются в памяти ребенка. Обе роли записываются одновременно – активная роль агрессора и пассивная роль жертвы. В результате у ребенка формируется модель социальных отношений, которая ограничивается взаимодействием этих двух ролей– активно- агрессивной и пассивно - страдающей.
Как происходит выбор социальной роли у людей с одинаковыми записями в подсознании? Почему один человек выбирает активную роль, а другой – пассивную? Это зависит как от социокультурных, так и от биологических факторов.
К биологическим факторам относятся физическая или психическая сила человека. Ребенок сильный физически или имеющий сильный тип нервной системы чаще выбирает более выгодную, активную роль агрессора из имеющегося у него репертуара ролей, т.к. он может с этим справиться. Как правило, он протестует против родительской власти, конфликтует с ровесниками и выплескивает весь свой накопленный заряд агрессии наружу. Я рассматриваю агрессию как заряд энергии, который был когда-то получен извне и стремится найти выход. Астеничный ребенок, который не способен сопротивляться, чаще становится жертвой. Он не сопротивляется насилию родителей и послушно подчиняется их указаниям. Этот ребенок очень удобен, он не доставляет никаких проблем в воспитании. Как правило, все проблемы связаны с его слабым здоровьем. Болеет ребенок потому, что вся подавленная агрессия, весь невыраженный эмоциональный заряд разрушает его тело и психику. Агрессия здесь направлена внутрь личности. Не имея возможности выйти наружу, агрессия производит саморазрушение. Программа жертвы глубоко внедряется в подсознание и буквально притягивает обидчиков.
Важно заметить, что когда оппонент более слабый, человек переходит в активную роль агрессора. Вот почему женщины, имеющие более слабую конституцию по сравнению с мужчинами, чаще становятся жертвами. Но женщина, испытывающая насилие, автоматически переключается в роль агрессора в отношениях с более слабым оппонентом – своим ребенком и таким образом запускает новый цикл насилия, т.е. воспроизводит насилие в процессе воспитания[2].
Культурные факторы с точки зрения причин насилия включают сексистские нормативные установки, гендерные стереотипы. Женщины социализируются таким образом, что принимают убеждения своей вины за то, что они подвергаются насилию [3,4].
В соответствии с гендерными стереотипами девочкам предписывается быть пассивными объектами с самого раннего возраста. Девочки имеют больше обязанностей в школе и дома, потому что они более послушны. Мальчики имеют, как правило, меньше хозяйственных обязанностей. Взрослые постоянно говорят девочке: «Ты должна уметь готовить, стирать, убирать, ты должна быть опрятной и аккуратной, ведь ты же девочка!» Установка на то, что внешность и способности домашней хозяйки – это самое главное для женщины глубоко внедряются в подсознание девочки. Учителя и родители рассматривают девочек как более удобный объект воспитания по сравнению с мальчиками. Использование дисциплинированности и прилежания девочек способствует усилению этих качеств и укреплению роли пассивного объекта и жертвы.
В соответствии с исследованием Людмилы Поповой, психолога из Санкт Петербурга, главной жизненной ценностью 12-летних девочек является любовь со стороны противоположного пола. Уверенность в себе стоит на одном из последних мест в ряду ценностей. Для 12 –летних мальчиков, наоборот, уверенность в себе - одна из главных ценностей. Отсутствие уверенности в себе - главный барьер на пути самореализации личности, а также в развитии способности постоять за себя, защититься [5]. Беззащитность и неуверенность – это качества жертвы. Ценности личности формируются в процессе социализации и передаются детям как нормы и критерии добра и зла общества. Исследование Поповой показывает, что общество на уровне ценностей в девочках воспитывает качества жертвы.
Гендерный подход в воспитании это один из способов профилактик гендерной дискриминации и насилия.
Сейчас есть два направления в педагогике с точки зрения гендерных проблем. Одно из них это поло-ролевое традиционно патриархальное воспитание. Другое, новое направление, это гендерный подход в педагогике. Главный принцип гендерного подхода – личность в человеке значит больше, чем пол. Воспитание должно давать возможность реализации личности независимо от ее половой принадлежности и связанных с этим стереотипных ограничений. Этот подход предполагает, что девочки и мальчики могут выбирать жизненный опыт, предметы для изучения и профессии независимо от разделяемых по половому признаку видов деятельности и стилю жизни, но в соответствии с их личными предпочтениями. Мальчики могут проявлять внимание, заботливость, мягкость, доброту, а девочки могут быть сильными, решительными, уверенными в себе.
В поселках Тулома и Молочный Мурманской области была предпринята первая попытка внедрения гендерного подхода в педагогику. Это было сделано в рамках специального проекта в детских садах под руководством Любовь Штылевоями разных полов, так и в целом в группе. Другим важным результатом явилось то, что папы стали принимать более активное участие в воспитании своих детей [5]. Более отдаленным результатом этого проекта может быть то, что выросшие дети будут иметь возможность реализоваться в тех областях жизни, которые традиционно не соответствуют их полу. Для мужчин это возможность реализоваться в семье, а для женщин – в профессии. Наконец, все это путь к большему взаимопониманию между мужчиной и женщиной и к формированию гармоничных ненасильственных отношений.
Социальные причины насилия– это насильственные методы воспитания, насилие в отношениях в семье. Насилие в воспитании означает здесь такое воспитание, которое включает все формы и уровни насилия, психологическое и физическое, начиная от недооценки роли и значимости личности, насмешек, ироничных замечаний, кончая физическими наказаниями. Эти методы воспитания создают записи в памяти ребенка, которые состоят из двух основных действующих ролей жертвы и агрессора. Такие методы не могут дать ребенку демократической модели отношений между людьми.
Насильственные ситуации в семье, насилие в отношениях между родителями, которое ребенок видит в детстве, также формирует негативные записи. Для девочек эти записи в сочетании с нормами и стереотипами общества чаще являются источником роли жертвы. В соответствии с моими исследованиями, мальчики в школьных группах в два раза чаще обижают девочек, чем девочки – мальчиков [1]. Таким образом, можно сказать, активность или пассивность роли формируется под влиянием трех факторов: социального, культурного и биологического. Биологический фактор не является причиной насилия, но лишь его предпосылка. Система воспитания и культурные традиции воспроизводят насилие в обществе.
В нашей стране, воспитание, как в семье, так и в школе строится в основном на давлении, контроле и принуждении со стороны взрослых. Основным рычагом в воспитательном процессе являются чувства страха, стыда и вины. Дети в нашем обществе самые беззащитные и бесправные существа. Они часто становятся жертвами педагогической безграмотности, плохого настроения, раздражения и обиды на судьбу взрослых. В худшем случае дети являются жертвами патологических отклонений взрослых (в случаях жестокого обращения и сексуального насилия)
Невозможно остановить насилие в обществе без изменения принципов воспитания. Только исключение любых форм насилия в процессе воспитания может гарантировать предотвращение насилия.
Поскольку в воспитании детей на 80% заняты женщины, то в первую очередь мы, работники Кризисного центра, решили проводить просветительскую работу среди женщин – педагогов и матерей. Свою работу в этом направлении мы строим на принципе позитивности. Основной лозунг этого принципа: "Есть альтернатива насилию в воспитании, она состоит в абсолютно позитивном подходе к ребенку». Исходя из принципа позитивности, я разработала обучающую программу для родителей и педагогов "Позитивная педагогика". Основные положения этого обучающего курса сформировались в результате обобщения достижений различных направлений мировой психотерапии [2].
Гендерный подход в воспитании и ненасильственная педагогика могут быть тем путем, который позволит остановить круг воспроизводства насилия в обществе. На мой взгляд, просветительская работа среди педагогов и родителей – это главный момент в профилактике насилия.
Список литературы
- Diatchenko T. (2001) An investigation of the causes of gender violence in school. Report in Oulu.
- Diatchenko T. (2000) Non-violence positive pedagogy. Report in Oulu.
- Morokoff, P. J. (1983). Toward the elimination of rape: A conceptualization of sexual aggression against women. In A. P. Goldstein, Prevention and Control of Aggression (pp. 101-144). New York: Pergamon Press.
- 4.Walker, L. & Browne, A. (1985). Gender and victimization by intimates. Journal of Personality, 53, 179-195.
- Гендерный подход в дошкольной педагогике.(2001) Монография под ред. Л.В.Штылевой.Мурманск.